« Инновации и современные технологии в системе образования»

« Инновации и современные технологии в системе образования»

Яртым Оксана Михайловна – учитель музыки и МХК МБОУ СОШ с.Татыр-Узяк.

Возможность применения ИКТ в образовательном процессе в современной школе в первую очередь стимулирует познавательную активность и интерес к обучаемым предметам у учащихся. Совершенствование технических средств коммуникаций привело к значительному прогрессу в информационном обмене. Новые компьютерные технологии дают возможность создать новую информационную среду для развития и совершенствования системы образования. Главной же целью инновационных технологий образования является подготовка человека к жизни в постоянно меняющемся мире. Учебный процесс ориентирован на потенциальные возможности человека и их реализацию — умения мотивировать действия, самостоятельного анализа получаемой информации, формирование творческого не шаблонного мышления, развития детей за счет максимального раскрытия их природных способностей используя новейшие достижения науки и практики.

Цель образования – передать следующим поколениям знания и ценности культуры, а так же научить их жить в быстро меняющемся мире. Учитель должен будить и поддерживать образовательную инициативу у учащихся. Оказать квалифицированную помощь в определении значимых направлений, корректировать процесс учения и научения.

В преподавании интегрированного курса МХК , большим подспорьем для учителя являются различные типы предметных электронных учебных изданий , таких как  электронные энциклопедии, справочники, каталоги и библиотеки. Это помогает постепенно перейти от коллективно – распределительных форм учебной деятельности к её индивидуальным формам, опирающимся на самостоятельную работу учащихся с различными источниками учебной информации, создавая переход к саморегуляции учебной деятельности, самоконтролю и самооценке. Концепция предмета МХК базируется не только на формировании определенных знаний , но и в формировании умений и навыков общения с шедеврами мирового искусства ,их «прочтения», понимание закономерностей развития искусства и культуры, развитие интегративных связей между ними.

Инновационная же деятельность в своей развертке предполагает систему взаимосвязанных видов работ, совокупность которых обеспечивает появление действительных инноваций. Эффективными формами организации деятельности учащихся являются различные самостоятельные исследовательские работы , творческие проекты с использованием ИКТ. Например при работе над презентацией решается несколько вопросов:

  • дополнительное погружение в проблему реферата или проекта
  • акцентирование внимания на наиболее существенных моментах
  • систематизация материала
  • использование и создание иллюстрированного материала и т.д.

Каждый учащийся имеет возможность, опираясь на собственную мультимедийную презентацию, рассказать о своей работе, отстаивать свою точку зрения, вовлекая в дискуссию остальных учеников. Восприятие предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий.

Опыт показывает, что внедрение в образовательный процесс мультимедийных презентаций открывает значительные возможности для повышения качества обучения. Создание и использование презентаций , электронных фотоальбомов, виртуальных экскурсий – весьма интересное и творческое дело. Интерес к представленным таким образом материалам и эффективность восприятия предлагаемой ими информации намного превосходят возможности любых традиционных наглядных пособий.

Современный ребенок, живущий в мире цифровых технологий, приходит на эти уроки и легко включается в совместную познавательную деятельность, готовит ответы на вопросы учителя и сам задает вопросы открывая для себя новый мир цивилизации и культуры. Компьютер и ИКТ в этих условиях становятся полноправными коллегами учителя и достойными проводниками в мир знаний.

Современные требования к уроку ставят перед учителем много новых задач, одна из которых – научить ученика самостоятельно добывать знания. Самым распространенным и доступным для учащихся источником информации стал в последнее время Интернет. Ресурсы сети Интернет можно использовать как при подготовке к уроку, так и внеурочной деятельности, совершать виртуальные экскурсии по музеям, просматривать фрагменты фильмов и театральных постановок, пользоваться различными энциклопедиями и слушать музыку. Все это стоит на службе приобщения к искусству и культуре разных народов и стран.

Урок МХК немыслим без непосредственного общения с искусством, поэтому важным принципом в преподавании МХК является принцип наглядности, который предполагает погружение в работу с материалом любого периода. Педагог же держит в фокусе внимания личность ученика, которая претерпевает глубинные изменения под воздействием общения с искусством. Формы работы с информацией могут быть различны. Это информационно — познавательный и образно- эмоциональный – позволяющих рассматривать искусство в разных плоскостях. Увиденное, услышанное имеет отклик в записях, рассуждениях, дискуссиях , где учащиеся вырабатывают свой взгляд на мир, жизнь. Знания, умения и навыки – это средство, а не цель занятий на уроках по искусству. Целью же является духовное развитие личности ученика. Учитель дает ученику не столько “ сумму определенных знаний” . Сколько заставляет “почувствовать” произведение искусства, проникая в определенную культурную эпоху, ее настроение. Это вызывает у ученика эстетическое переживание, осознание и ощущение прекрасного, организует “ внутренний диалог” с самим собой. Поэтому учитель должен помочь ребенку не только познать мир и его законы. Но и познать собственное внутреннее “я”. Развитие внутреннего мира, чувств, эмоций очень важно для саморазвития ученика. Ведь воздействие искусства на неосознанные пласты человеческой психики незаметно, ненавязчиво и в то же время активно формирует отношение человека к миру.

Воспитательный потенциал содержания предмета МХК связан, прежде всего, с его мировоззренческим характером, со спецификой искусства создавать целостную картину мира в ярких образах, напрямую обращенных к чувствам и эмоциям человека. В результате освоения курса по мировой художественной культуре происходит приобщение учащихся к этическим и эстетическим ценностям национальной и мировой культуры, формируются высшие эстетические ценности . Развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой. Воспитательный характер МХК заключается в умении усваивать классическое наследие и современную культуру, что позволяет успешно адаптироваться в современном мире, выбирать индивидуальную модель культурного развития. Организовывать личный досуг и самостоятельное художественное творчество.

 

 

Список литературы:

1.Данилова Г.И. Мировая художественная культура .Отистоков до 17 века: 10 кл.:учебник для общ.учреждений- М.:Дрофа 2008.- 63с

2.Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Уч.пособие/ под ред.Г.И.Щукиной М.:Просвещение,1984.176с.

3.Борзова Е.П. История мировой культуры: учеб.пособие.СПб:Лань 2007

4.Воспитание детей в школе: Новые полходы и новые технологии/ под редакцией Н.Е.Щурковой.:Новая школа,2008

5.Искусство . Учебно-методическая газета для учителей МХК. музыки и ИЗО.

6.Искусство и образование. Журнал методики, теории и практики художественного и эстетического образования и воспитания.